Нам удалось пройти большой линейный маршрут по восточной части Алайского и Заалайского хребтов. Группа прошла поход безаварийно, без особых технических, физических и моральных проблем. Изменения графика относительно запланированного, и изменения маршрута вполне вписывались в подготовку группы.
Перед походом складывалось впечатление, что мы излишне готовимся. Но в процессе прохождения, ничего лишним не оказалось (разве что снегоступы толком не пригодились). Группа старалась и получила результат:
- Мы прошли поход пятой категории сложности. Не минимальный, а большой, обзорный. Захватил два подрайона. Каждое из ущелий обоих неповторимо по своей красоте.
- Маршрут состоял из первопрохождений или вторых-третьих прохождений препятствий. А отдельные части похода не посещались туристами или посещались давно/мало. Отснято огромное количество видео и фотоматериала, который еще только предстоит обработать.
- При достаточно большой протяженности, поход получился техничным. За поход мы повесили около 70 веревок перил. Больший упор был на снежно-ледовой технике. Не малую роль сыграли и протяженность, перепад высоты и средняя высота похода.
- Очень большое внимание было уделено безопасности. Где-то это было в ущерб скорости и амбициям. Но за поход самыми страшными травмами стали растрескавшиеся от влажности и мороза пальцы. Это заслуга и предпоходной подготовки, и медосмотра, и работы медика, и работы завхоза, и подбора снаряжения. А так же графика акклиматизации, графика движения и выбора тактики прохождения препятствий.
- И самое главное то, что поход прошел в отличной компании. Редко когда большие группы бывают такими дружными.
Выводы по маршруту.
Общее планирование маршрута позволило безаварийно пройти маршрут. Акклиматизация в более низком районе дали большой запас прочности на памирскую часть похода, а четкое соблюдение графика движения гарантировало успех прохождения.
В Алайской части удалось фотографировать район в узле истоков рек Терек и Сарыкучук. А так же узел в. Сугут. Удалось посмотреть долину реки Коксу, про которую не было информации. Район подходит для проведения походов от 1ой до 4ой к.с. обладает большой новизной.
Вершину Сарыкучук мы сходили радиально в рамках тренировки. Она значительно проще при восхождении с юга. С севера так же есть возможность упростить и облегчить подъем, если выйти на северо-восточный гребень.
Перевал Сарыкучук 1А. Вполне проходной перевал, и он открывает возможности для освоения вершин в междуречье Сарыкучук Южной и Терек-Суу Южной.
В Заалайской части маршрута нам удалось пройти вдоль всего подрайона и совершить ряд, будем надеяться перспективных, первопрохождений. А так же пройти траверс вершин высотой под 6тыс. м.
Перевал Белый оказался сложнее, чем мы ожидали. Но у группы было достаточно подготовки, что бы его пройти, а особого выбора пути не было. Перевал может иметь будущее, т.к. с ним удобно проводить походы 5к.с. в данном массиве Заалайского хребта. Идти перевал с северной стороны можно по нашему пути, а так же можно по северо-восточному гребню, возможно в снежный год это будет проще, но опаснее. Ночевать можно как на перевале, так и на плато перевала и на подходах с обеих сторон.
Перевал Нура показался нам самым простым из технических перевалов. Дело и в небольшой протяженности и в вариантах выбора пути. Для прохождения с юга на север можно рекомендовать идти в нижнюю точку седловины хребта, но в снежный период это заставит делать траверс по снежному северному склону. Потому наше решение идти выше и восточнее было более безопасное. При прохождении с севера на юг, нужно идти на правый край большого разлома, а дальше траверсировать вправо. Ночевать можно на подходах с обеих сторон перевала.
Перевал Сырт был выбран как самый высокий, на который может заехать машина, и самый низкий для прохождения, когда будем забирать заброску. Ночевать можно на террасе левого берега р. Кызылсу. На самом перевале нет воды и поиски весьма затратны по времени.
Перевал Сюрприз был нами пройден вторыми, с отрывом в час с первопроходцами. Сам перевал не сложный. С востока можно зайти на кошках в связках, по закрытому леднику. С запада спуск по крутому осыпному кулуару. Идти перевал с запада на восток не логично и очень затратно по усилиям, хотя возможно. Ночевать можно на перевале и на моренах на подходе с обеих сторон.
Перевал Кичкесу Северный в том месте, котором мы его первопрошли, был нами выбран как наиболее безопасный, но не самый простой технически путь на лед. Правый Кичкесу. Прохождение этого перевала дает возможным исключать в походах 5к.с. перевал Четырех ледопадов, который скорее ближе к 3Б, но занимает ключевое расположение. Кичкесу Северный дает самый простой заход от р. Курумды к лед. Правый Кичкесу и доступной части Заалайского хребта на нем. В более снежный год, идти перевал будет легче, т.к. будет закрыта снегом более пологая нижняя часть подъема с севера, но будет более лавиноопасно. Ночевать можно с любой стороны перевала, на самой седловине
Перевал Кичкесу был скорее всего пройден нами уже в режиме отдыха. Сложность представляет только выбор безопасного пути, т.к. нужно просмотреть траекторию падения камней с отрога. В снежный год идти перевал будет проще, т.к. меньше льда. Ночевать лучше на западной части седловины перевала, а так же перед началом захода в кулуар с ледником, там есть вода.
Траверс вершин 5505 и 5917 идется технически легко. В случае неуверенности местами можно вешать перила или переходить на попеременную страховку. Но таких участков немного. Сложность представлять может кол-во снега на склонах, на такие случаи удобно идти в снегоступах. Ночевать можно на вершине 5505, седловине между вершинами, вершине 5917(если придумать как не быть сдутыми ветром), в пещере на склоне восточном 5917, в южном цирке перевала Анастасия.
Перевал Анастасия, был впервые пройден нами в южную сторону. На север его еще не проходили. И вряд ли пройдут, т.к. по гребню 5917 проще, т.к. северный склон опасен. На спуске есть очень красивый ледопад, с перепадом высоты не менее 200метров. Наиболее удобно проходить саму ступень ледопада по левому борту и ранклюфту. Технически ледопад не очень сложен. Ночевать можно в верхнем цирке перевала ледника, в нижнем цирке среди трещин, но лучше всего в правом кармане морены ниже слияния истоков, обходящих в.5917 с обеих сторон.
Перевал Дозорный был пройден в режиме первопрохождения. Но он прост, нужна только аккуратность при перемещении по крутому ручью с восточной стороны. А так же найти этот вход в ручей. Ночевать можно с обеих сторон от перевала и на перевальной седловине. Вода есть везде.
Перевал Пограничников 4925 был нами так же пройден без описаний и одной общей фотографией с севера. С юга перевал прост и достаточно легко ориентироваться при подъеме на него. С Севера нужно выбирать место для станций на льду, т.к много трещин под снегом. Ночевать можно на седловине и в любом месте ледника на подходе.
Перевалы Архар и Архар Ложный самые посещаемые в Восточной части Заалая. Сложности технической не представляют. Но требуют аккуратности и оценки лавинной опасности, потому не стоит после снегопадов идти траверсом между перевалами. И нужно быть внимательными при спуске на запад с Архара. Склон еще не пологий, но еще и не круто. Более опытные пройдут с одновременной страховкой, мы же решили не рисковать, а лишний разок потренироваться перилами. Ночевать можно на перевал Архар Ложный, между перевалами на леднике, а так же на моренах ледников.
При использовании информации из отчета нужно брать во внимание то, что в сентябре в районе восточного Заалая произошло землетрясение мощностью 8 баллов.
Как итог можно сказать, что нам удалось сложить воедино все кубики, из которых был создан поход: дружный состав группы, предпоходная подготовка, подбор снаряжения, выбор района, построение маршрута, реализация графика акклиматизации и движения, решение организационных вопросов. За это мы были вознаграждены хорошим походом.